В гостях у дедушки Крылова. ЦЕЛИ: • Расширить знания детей о творчестве И.А.Крылова; • Познакомить учащихся с творчеством баснописцев-классиков; • Упражнять детей в выразительном чтении стихотворений наизусть; • Развивать речевые умения и творческие способности; • Способствовать развитию интереса к литературному чтению. ОБОРУДОВАНИЕ: • Выставка книг с произведениями И.А.Крылова; • Портрет писателя; • Рисунки, иллюстрации к басням Крылова; • Карточки с отрывками произведений, загадками автора; • Магнитофон. ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ: • Выставка книг с произведениями И.А.Крылова; • Портрет писателя; • Рисунки, иллюстрации к басням Крылова; • Иллюстрация памятника Крылову. ЭПИГРАФ УРОКА: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА: «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают». (В.А.Жуковский) «Его басни переживут века!». (К.Н.Батюшков) Е.Рогачёв (народный художник, иллюстрировавший басни Крылова) П.К. Клодт (1855 г.) (скульптор) ХОД УРОКА: I. Введение. Знакомство с биографией И.А.Крылова. a) Рассказ учителя. b) Доклады 2-х учеников на тему: «Творчество дедушки Крылова» c) Чтение наизусть учителем стихотворений М.Исаковского и В.И.Лебедева-Кумача о Крылове: «Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.» (М.Исаковский) «Крылов! Это имя нам дорого с детства: И знает Крылова Любой человек – Дедушка нам оставил наследство, Которое светит из века в век…» (В.И.Лебедев-Кумач) II. Путешествие по басням И.Крылова. a) Беседа учителя с учащимися; Как вы думаете, басни были написаны автором для детей? Понятны ли вам эти басни? Давайте выделим характерные для басенного жанра особенности. На доске: Б А С Н И Короткие Идея басен Мораль Герои басен Цель басни С простым рассказы (чаще (животные, (показ человеческих сюжетом, в стихотворной иногда вещи) пороков, недостат-, иносказанием форме) ков, высмеивание их) (аллегория) Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы? b) Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, Эзопа, Жана де Лафонтена, С.Михалкова. (учитель читает басни этих авторов). Конечно, баснописцев было больше, но эти вышли в мировую литературу как баснописцы-классики. III. Физкультминутка с музыкальным сопровождением. a) Работа в группах. На партах карточки с перечисленными свойствами характера человека (положительные и отрицательные черты характера). Назовите положительные черты человека. Назовите отрицательные черты человека. Как они называются по отношению друг к другу? (антонимы). IV. Инсценировка басен. (Дети вместе с родителями приготовили маски, чтобы изобразить героев басен. С учителем готовились выразительно читать басни наизусть, стараясь показать характер и повадки героев басен). Послушайте басню Эзопа «Ворон и лисица» (учитель выразительно читает басню) Чем отличается басня Эзопа от басни Крылова? (У Эзопа – краткий рассказ, у Крылова – стихотворная форма). Какую басню легче запомнить и почему? a) Инсценировка басни И. Крылова «Ворона и Лисица» (Дети читают басню наизусть, артистично изображая героев басни). (Оценивание за артистизм) Назовите идею басни, кого осуждает автор и за что? (Дети называют отрицательные черты героев). (Глупость, податливость на лесть, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость) Какое выражение в басне заключает главную мысль – мораль? b) Инсценировка басни «Волк и Ягнёнок» (оценивание за инсценирование) Словарно-лексическая работа с незнакомыми словами (светлейший, светлость, разведаюсь). О чём вы думали, слушая басню? Какими представляли героев? Какая тема описана в этой басне? (Тема насилия и угнетения слабых). c) Инсценировка басни «Мартышка и очки». (Оценивание учеников за выразительность) Словарно-лексическая работа (мартышка, дюжина, темя, нанизать, невежда). Почему мартышка разбила все очки? Как вы думаете, какой будет мораль басни? (Знать применение вещам, не будь глупцом, невеждой). d) Учитель читает басню Эзопа «жук и Муравей». Какую басню Крылова она напоминает? («Стрекоза и Муравей») А Лев Николаевич Толстой пересказал басню Эзопа по-другому, прозой. Чем отличаются эти басни от басни Крылова? (Стихотворная, мелодичная). e) Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей» с музыкальным сопровождением. (Оценивание за артистизм). Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Объясните, какие недостатки высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне. (Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость (бездушие) и эгоизм (себялюбие). f) Как называется басня, герои которой живут в воде и могли бы быть дружными? Чтение басни учеником. «Лебедь, Щука и Рак» (Оценивание за выразительное чтение). Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? (Товарищи) Какое отношение у вас вызвали эти герои? (Очень жалко, что они бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно). Как автор относится к героям басни? (Он сожалеет, что в товарищах согласья нет). Для чего и зачем написана басня? (Баснописец показывает человеку, как надо поступать, учит жить, учит видеть чужие ошибки). Какое выражение тало крылатым? «Да только воз и ныне там» Когда так говорят? (Когда делают дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.) g) Послушайте басню Ж.Лафонтена «Лисица и Виноград». 1. Словарно-лексическая работа (рдеть, яхонт). 2. Работа с русскими народными пословицами: «Глаз видит, да зуб неймёт», «Зелен виноград не сладок». Объясните смысл этих пословиц. А как пишет И.Крылов? Что высмеивает? (Жадность) 3. Чтение ученицей басни наизусть. (оценивание за выразительное чтение). h) Инсценировка басни «Чиж и голубь» с музыкальным сопровождением. (Оценивание учащихся за артистизм). Обеим ли птицам сочувствует автор? (Нет, только одной). Как называет Крылов чижа? (Бедняжка). Почему баснописец не сочувствует голубю? (Голубь смеётся над чужой бедой). Какие слова стали крылатыми? Какова мораль басни? «Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Крылов говоря о птицах, имел в виду людей. Как вам кажется, стал бы снова хвастать голубь, если бы его выпустили из западни? (нет, он уже знает, что с ним может случится беда, у него появился опыт). i) Инсценировка басни «Кукушка и Петух». (оценивание за инсценирование) Как понять слова «Поёшь ты лучше райской птички?» (Очень красиво, лучше не бывает) В каких строчках заключена главная мысль басни? Какой недостаток людей высмеивается в этой басне? (Лесть) j) Инсценировка басни «Мышь и Крыса» (оценивание за выразительное чтение). Что высмеивает автор в этой басне? (Трусость) Назовите крылатое выражение. «Страшнее кошки зверя нет!» k) Чтение ученицей басни «Свинья под дубом» (Оценка за чтение) Дайте характеристику героям басни. (Свинья – ленивая, глупая, неблагодарная, невежественная, ворон – умный, дуб - справедливый). В их поведении легко узнаём поведение отдельных людей. Автор высмеивает людское невежество. V. Итог урока. Что нового узнали о баснописце Крылове и его творчестве? Захотелось ли вам перечитать знакомые строчки из его басен? Кого вы выявили в победители на конкурс «Лучший чтец басни» в своих группах? А кто сегодня является «Лучшим чтецом класса?» Сейчас я открою «Сундук Добродетелей и каждая группа прочитает положительные качества людей. (Дети читают высказывания на карточках о доброте, честности, порядочности и дружбе). VI. Домашнее задание. Прочитать выразительно по ролям две басни в учебнике и подумать в чём заключена мораль этих басен. (Страницы 91-92). Спасибо за урок! |