Пятница, 17.05.2024, 09:52
Наши координаты:
156901 Костромская обл,
г. Волгореченск,
ул. Набержная, 20
тел.(факс) (49453)3-12-90
 
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Русский язык [1]
Математика [3]
Чтение [5]
Окружающий мир [3]
Наш опрос
Ведете ли вы здоровый образ жизни?
Всего ответов: 376
 Методическая копилка
Главная » Файлы » Кафедра начальных классов » Чтение

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова»
[ ] 19.04.2008, 09:34
В гостях у дедушки Крылова.

ЦЕЛИ:
• Расширить знания детей о творчестве И.А.Крылова;
• Познакомить учащихся с творчеством баснописцев-классиков;
• Упражнять детей в выразительном чтении стихотворений наизусть;
• Развивать речевые умения и творческие способности;
• Способствовать развитию интереса к литературному чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ:
• Выставка книг с произведениями И.А.Крылова;
• Портрет писателя;
• Рисунки, иллюстрации к басням Крылова;
• Карточки с отрывками произведений, загадками автора;
• Магнитофон.

ОФОРМЛЕНИЕ НА ДОСКЕ:
• Выставка книг с произведениями И.А.Крылова;
• Портрет писателя;
• Рисунки, иллюстрации к басням Крылова;
• Иллюстрация памятника Крылову.

ЭПИГРАФ УРОКА:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают».
(В.А.Жуковский)
«Его басни переживут века!».
(К.Н.Батюшков)

Е.Рогачёв (народный художник, иллюстрировавший басни Крылова)
П.К. Клодт (1855 г.) (скульптор)

ХОД УРОКА:
I. Введение.
Знакомство с биографией И.А.Крылова.
a) Рассказ учителя.
b) Доклады 2-х учеников на тему: «Творчество дедушки Крылова»
c) Чтение наизусть учителем стихотворений М.Исаковского и В.И.Лебедева-Кумача о Крылове:
«Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»
(М.Исаковский)
«Крылов! Это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова Любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
(В.И.Лебедев-Кумач)

II. Путешествие по басням И.Крылова.
a) Беседа учителя с учащимися;
 Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?
 Понятны ли вам эти басни?
 Давайте выделим характерные для басенного жанра особенности.
На доске:
Б А С Н И

Короткие Идея басен Мораль Герои басен Цель басни С простым
рассказы (чаще (животные, (показ человеческих сюжетом,
в стихотворной иногда вещи) пороков, недостат-, иносказанием
форме) ков, высмеивание их) (аллегория)

 Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
b) Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, Эзопа, Жана де Лафонтена, С.Михалкова. (учитель читает басни этих авторов).
 Конечно, баснописцев было больше, но эти вышли в мировую литературу как баснописцы-классики.

III. Физкультминутка с музыкальным сопровождением.
a) Работа в группах.
На партах карточки с перечисленными свойствами характера человека (положительные и отрицательные черты характера).
 Назовите положительные черты человека.
 Назовите отрицательные черты человека.
 Как они называются по отношению друг к другу? (антонимы).

IV. Инсценировка басен.
(Дети вместе с родителями приготовили маски, чтобы изобразить героев басен. С учителем готовились выразительно читать басни наизусть, стараясь показать характер и повадки героев басен).
 Послушайте басню Эзопа «Ворон и лисица» (учитель выразительно читает басню)
 Чем отличается басня Эзопа от басни Крылова? (У Эзопа – краткий рассказ, у Крылова – стихотворная форма).
 Какую басню легче запомнить и почему?
a) Инсценировка басни И. Крылова «Ворона и Лисица» (Дети читают басню наизусть, артистично изображая героев басни).
(Оценивание за артистизм)
 Назовите идею басни, кого осуждает автор и за что? (Дети называют отрицательные черты героев).
(Глупость, податливость на лесть, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость)
 Какое выражение в басне заключает главную мысль – мораль?
b) Инсценировка басни «Волк и Ягнёнок»
(оценивание за инсценирование)
Словарно-лексическая работа с незнакомыми словами (светлейший, светлость, разведаюсь).
 О чём вы думали, слушая басню?
 Какими представляли героев?
 Какая тема описана в этой басне?
(Тема насилия и угнетения слабых).
c) Инсценировка басни «Мартышка и очки».
(Оценивание учеников за выразительность)
Словарно-лексическая работа (мартышка, дюжина, темя, нанизать, невежда).
 Почему мартышка разбила все очки?
 Как вы думаете, какой будет мораль басни?
(Знать применение вещам, не будь глупцом, невеждой).
d) Учитель читает басню Эзопа «жук и Муравей».
 Какую басню Крылова она напоминает?
(«Стрекоза и Муравей»)
 А Лев Николаевич Толстой пересказал басню Эзопа по-другому, прозой.
 Чем отличаются эти басни от басни Крылова?
(Стихотворная, мелодичная).
e) Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей» с музыкальным сопровождением.
(Оценивание за артистизм).
 Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Объясните, какие недостатки высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне.
(Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость (бездушие) и эгоизм (себялюбие).
f) Как называется басня, герои которой живут в воде и могли бы быть дружными? Чтение басни учеником. «Лебедь, Щука и Рак»
(Оценивание за выразительное чтение).
 Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
 Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти?
(Товарищи)
 Какое отношение у вас вызвали эти герои?
(Очень жалко, что они бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно).
 Как автор относится к героям басни?
(Он сожалеет, что в товарищах согласья нет).
 Для чего и зачем написана басня?
(Баснописец показывает человеку, как надо поступать, учит жить, учит видеть чужие ошибки).
 Какое выражение тало крылатым?
«Да только воз и ныне там»
 Когда так говорят?
(Когда делают дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.)
g) Послушайте басню Ж.Лафонтена «Лисица и Виноград».
1. Словарно-лексическая работа (рдеть, яхонт).
2. Работа с русскими народными пословицами:
«Глаз видит, да зуб неймёт»,
«Зелен виноград не сладок».
 Объясните смысл этих пословиц.
 А как пишет И.Крылов? Что высмеивает?
(Жадность)
3. Чтение ученицей басни наизусть.
(оценивание за выразительное чтение).
h) Инсценировка басни «Чиж и голубь» с музыкальным сопровождением.
(Оценивание учащихся за артистизм).
 Обеим ли птицам сочувствует автор?
(Нет, только одной).
 Как называет Крылов чижа?
(Бедняжка).
 Почему баснописец не сочувствует голубю?
(Голубь смеётся над чужой бедой).
 Какие слова стали крылатыми? Какова мораль басни?
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок»
 Крылов говоря о птицах, имел в виду людей.
 Как вам кажется, стал бы снова хвастать голубь, если бы его выпустили из западни?
(нет, он уже знает, что с ним может случится беда, у него появился опыт).
i) Инсценировка басни «Кукушка и Петух».
(оценивание за инсценирование)
 Как понять слова «Поёшь ты лучше райской птички?»
(Очень красиво, лучше не бывает)
 В каких строчках заключена главная мысль басни?
 Какой недостаток людей высмеивается в этой басне?
(Лесть)
j) Инсценировка басни «Мышь и Крыса»
(оценивание за выразительное чтение).
 Что высмеивает автор в этой басне?
(Трусость)
 Назовите крылатое выражение.
«Страшнее кошки зверя нет!»
k) Чтение ученицей басни «Свинья под дубом»
(Оценка за чтение)
 Дайте характеристику героям басни.
(Свинья – ленивая, глупая, неблагодарная, невежественная, ворон – умный, дуб - справедливый).
 В их поведении легко узнаём поведение отдельных людей. Автор высмеивает людское невежество.

V. Итог урока.
 Что нового узнали о баснописце Крылове и его творчестве?
 Захотелось ли вам перечитать знакомые строчки из его басен?
 Кого вы выявили в победители на конкурс «Лучший чтец басни» в своих группах?
 А кто сегодня является «Лучшим чтецом класса?»
 Сейчас я открою «Сундук Добродетелей и каждая группа прочитает положительные качества людей. (Дети читают высказывания на карточках о доброте, честности, порядочности и дружбе).

VI. Домашнее задание.
Прочитать выразительно по ролям две басни в учебнике и подумать в чём заключена мораль этих басен. (Страницы 91-92).
Спасибо за урок!

Категория: Чтение | Добавил: enn1975 | Автор: Дворецкая Светлана валерьевна
Просмотров: 11940 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 марья  
0
кнк67н53нпп73г8

1 марья  
0
детям не понравилось никто не проводите такой урок

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Статистика