|
|
|
|
Главная » 2009 » Январь » 12 » Акция педагогов России!
Акция педагогов России! |
08:32 |
«Пересчет по головам»: школа настоящего – кризис будущего?»
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались
40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея
желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист
или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев,
применяя всё своё мастерство, добиться высоких профессиональных
результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление
о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).
Сегодня модно говорить о кризисе... И пенять на него, оправдывая
собственную несостоятельность и бездействие. Пространные диалоги о
кризисе в сфере среднего школьного образования слышны уже не один год.
Причем ведут их в основном чиновники. А учителя говорят о необходимости
решения конкретных проблем, ставящих под угрозу эффективность работы
каждого педагога и нормальное функционирование системы в целом.
Ситуация в российском среднем образовании в настоящее время по всем
признакам близка к революционной, естественно с поправкой на
современные школьные реалии. Судите сами: налицо неспособность «верхов»
выстроить действенную, четко функционирующую систему с понятными
стандартами и ясными ориентирами, а также «обострение, выше обычного
нужды и бедствий» учителей. Последние вынуждены работать в условиях
тотального безденежья, постоянных физических и психологических
перегрузок, социальной и правовой незащищенности, и при этом находиться
под постоянным прессом административного и общественного давления.
«Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс» так
же присутствует. Новшества, связанные с отменой ЕТС и внедрение метода
расчета заработной платы в зависимости от количества учащихся в классе,
которая уже вступила в силу в части регионов страны с начала текущего
учебного года, в целом были восприняты негативно.
Схема расчетов, которая по замыслу ее авторов, должна была привести к
более разумному и справедливому распределению средств внутри школы, на
деле, во многих случаях привела к обратному эффекту. Пострадали
малокомплектные школы небольших городов и поселков, специализированные
учебные заведения, в роли обиженных оказались и учителя начальной
школы, и предметники. Кроме того, система начисления стимулирующей
части заработной платы, не имеющая общей для всех четкой и прозрачной
формулы расчета, в ряде случаев стала почвой для злоупотреблений и
сведения счетов в коллективах. И это плюс к уже имеющимся, давно всем
известным проблемам: нехватке специалистов, недостаточный приток
молодых кадров, непомерный объем «бумажной» отчетности, отсутствие
определенности в программах, рекомендациях по использованию учебников
(качество последних, так же вызывает массу вопросов), недооснащенность
классов. Работа учителя сегодня во многом напоминает бег с
препятствиями, где уже нет места главному – обучению и воспитанию. Ведь
все силы и время педагога уходят на борьбу с трудностями – финансовыми,
бытовыми, организационными…
Да, система школьного образования нуждается в реформировании.
Попытки найти идеальный образовательный стандарт – отличный от
советского и западного образца, и привести к единому знаменателю работу
всех российских школ не прекращаются уже много лет. Все издержки
экспериментов в данной сфере испытали на себе десятки тысяч учителей и
миллионы школьников. И в результате, стало ли среднее образование
качественнее, а профессиональный уровень педсостава выше? Найдена ли
оптимальная формула оплаты труда специалистов, эффективность работы
которых невозможно измерить часами или количеством детей в классе?
Адекватен ли социальный статус учителя, той ответственности, которую он
несет перед обществом и государством? Ответ на эти вопросы очевиден.
• «К сожалению, действия правительства (министерства образования)
очень далеки от истинных потребностей учителей и школьников, а часто и
просто противоречивы».
• «За годы работы не припомню ни одного, когда бы учителям не
приходилось заниматься "новациями" в ущерб своим основным обязанностям
- учить детей, проводить с ними больше времени, работать стабильно,
системно, а не хаотично пытаться реализовать идеи постоянно сменяющих
друг друга чиновников от образования».
• «Руководству страны необходимо определиться наконец, что из себя
представляют расходы на образование - обременительные затратные статьи
бюджета или долгосрочные инвестиции. В первом случае нужно искать пути
их всяческого сокращения, имея в виду только краткосрочные выгоды. Во
втором - механизмы наибольшей эффективности, предполагая неизбежные
риски. Сомневаюсь, что у нас есть люди, думающие дальше президентских
сроков, пусть даже и увеличенных. Вернее, они у нас есть, но им надо
готовиться к урокам».
Введение новой справедливой сбалансированной системы оплаты труда -
действительно необходимо, об этом говорят все учителя. Однако методы
расчетов, внедряемые сегодня, требуют явно более тонкой проработки и
учета специфики различных учебных заведений и региональных
особенностей. Их несовершенство определено, в том числе и тем, что в
разработке системы не принимали участие все заинтересованные стороны.
Практикующие педагоги готовы предложить ряд конкретных решений,
компенсирующих недостатки новой формы оплаты труда и усиливающих ее
положительные стороны. Возможно, настало время прислушаться и к их
мнению?
В качестве комментариев к материалу использованы высказывания
работников российских школ, приведенные на форуме Интернет-портала
zavuch.info
С Уважением и надеждой на то, что нас услышат, педагоги портала www.zavuch.info |
Просмотров: 539 | Добавил: vlicey1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|